Размер:
A A A
Цвет:
C C C C
Изображения Вкл Выкл.

Положение о наставничестве в Департаменте жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

Приложение 1

к приказу Департамента жилищно-

коммунального комплекса и энергетики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

от «15» апреля 2015 года № 49-П

 

 

Положение о наставничестве

в Департаменте жилищно-коммунального комплекса и энергетики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

                                                                                                                                   I.            Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления наставничества в Департаменте жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент).

1.2. Наставничество на государственной гражданской службе представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей государственных гражданских служащих (далее гражданские служащие), а также граждан, зачисленных в резерв кадров на замещение вакантных должностей в Департаменте.

1.3. Наставничество является кадровой технологией, предполагающей передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, а также содействие обеспечению их профессионального становления и развития, закрепления на государственной гражданской службе.

1.4. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников структурных подразделений Департамента, хорошо знакомых с типовыми процедурами в Департаменте, нормами служебного и делового этикета, служебными традициями по оказанию помощи лицам, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, по адаптации к исполнению должностных обязанностей, по самостоятельному выполнению служебных обязанностей, по повышению заинтересованности в высокой результативности служебной деятельности, созданию и поддержанию благоприятного морально-психологического климата.

1.5. Нормативной правовой основой организации наставничества в Департаменте является:

- Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

- Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 декабря 2004 года № 97-оз «О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».

1.6. Участниками наставничества являются:

         а) Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество:

         - гражданский служащий, впервые поступивший на государственную гражданскую службу (в том числе с испытательным сроком), за исключением гражданских служащих, назначенных на должности гражданской службы категории «руководители» высшей и главной группы должностей гражданской службы, а также категории «советники (помощники);

         - гражданский служащий, назначенный на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста, при условии, что выполнение им должностных обязанностей требует новых профессиональных знаний и практических навыков;

- гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, по решению представителя нанимателя;

         - гражданский служащий, изъявивший желание в назначении наставника (по согласованию с представителем нанимателя);

         - стажер (студент), заключивший договор об обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и (или) проходящий стажировку (практику) в Департаменте;

         - иное лицо по решению директора Департамента.

б) Наставник – гражданский служащий, назначенный ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество в Департаменте.

в) Руководитель структурного подразделения Департамента.

г) Директор Департамента.

         д) Представитель отдела правового, кадрового и организационного обеспечения Департамента, осуществляющий организационное и документационное сопровождение процесса наставничества.

1.7. При наличии в государственном органе десяти и более наставников в Департаменте может создаваться Совет наставников, который осуществляет свою деятельность по координации наставничества во взаимодействии с отделом правового, кадрового и организационного обеспечения и руководителями структурных подразделений Департамента.

 

II. Цели и задачи наставничества

 

2.1. Целями наставничества являются:

- ускорение процесса и минимизация периода профессиональной и социальной адаптации гражданским служащим;

    - профессиональное становление, приобретение профессиональных знаний и навыков;

- развитие способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные обязанности в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы.

2.2. Задачами наставничества являются:

- оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;

- оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков лица, в отношении которого осуществляется наставничество;

- ускорение процесса развития способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;

- содействие в выработке навыков служебного поведения лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством;

- обучение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, эффективным формам и методам работы в коллективе;

- формирование у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам, гражданам и другим лицам;

- развитие у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, интереса к служебной деятельности, содействие их закреплению на гражданской службе и служебном коллективе;

- формирование активной гражданской и жизненной позиции лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;

2.3. Для повышения эффективности реализации механизмов наставничества в Департаменте к данной деятельности могут привлекаться представители Общественного совета при Департаменте.

 

III. Организация наставничества

 

3.1. Наставничество устанавливается в отношении лиц, исполнение должностных обязанностей которых требует расширения или освоения новых профессиональных знаний, овладения новыми практическими навыками.

3.2. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года, но не может быть более установленного гражданскому служащему испытательного срока.

Период осуществления наставничества продлевается на срок, равный периоду временной нетрудоспособности или других периодов, когда гражданский служащий фактически не исполнял должностные обязанности.

 По рекомендации наставника и по согласованию с руководителем структурного подразделения Департамента период продолжительности наставничества может быть увеличен или сокращен.

3.3. Срок наставничества и кандидатура наставника устанавливается директором Департамента на основании предложений руководителя структурного подразделения Департамента, где проходит службу гражданский служащий в зависимости от степени профессиональной подготовки, личных морально-психологических качеств и достигнутых результатов служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество.

3.4. Предложения по установлению срока наставничества и кандидатуры наставника оформляются в виде служебной записки руководителя структурного подразделения, которая представляется директору Департамента для соответствующей резолюции.

3.5. К работе в качестве наставников привлекаются профессионально грамотные и компетентные гражданские служащие Департамента, имеющие стабильно высокие результаты служебной деятельности, проявившие способности к воспитательной работе, пользующиеся авторитетом в коллективе, имеющие практические навыки осуществления должностных (служебных) обязанностей по должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, замещающие должность не ниже должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, и проработавшие в замещаемой должности не менее одного года.

3.6. Назначение наставников осуществляется на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, а также письменным согласием лица, в отношении которого осуществляется наставничество относительно кандидатуры наставника.

3.7. Решение о закреплении наставником руководителя структурного подразделения Департамента и его сроках принимается директором Департамента в виде резолюции на заявлении о приеме на государственную гражданскую службу в Департамент конкретного лица.

3.8. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом Департамента не позднее двух недель со дня назначения лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на должность государственной гражданской службы или начала фактического выполнения им должностных обязанностей.

3.9. На основании служебной записки, представленной руководителем структурного подразделения Департамента, рассмотренной директором Департамента представителями отдела правового, кадрового и организационного обеспечения Департамента подготавливается приказ о закреплении наставника, где оговариваются конкретные сроки наставничества.

3.10. Гражданский служащий может закрепляться в качестве наставника за несколькими подшефными сотрудниками на основании предложений руководителя структурного подразделения Департамента, согласованных с директором Департамента.

3.11. В случае достижения устойчивых положительных результатов в служебной деятельности на основании ходатайства руководителя структурного подразделения Департамента наставничество может быть завершено досрочно.

3.12. Ходатайство о досрочном завершении наставничества оформляется в виде мотивированной докладной записки руководителя структурного подразделения Департамента и рассматривается директором Департамента.

3.13. По результатам рассмотрения докладной записки руководителя структурного подразделения Департамента представителями отдела правового, кадрового и организационного обеспечения Департамента подготавливается приказ о досрочном прекращении наставничества. 

3.14. Замена наставника осуществляется приказом директора Департамента по письменной просьбе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, а также на основании предложений руководителя структурного подразделения Департамента:

- при расторжении служебного контракта с гражданским служащим, являющимся наставником;

- при переводе (назначении) наставника или гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в другое подразделение Департамента или на иную должность;

- продолжительной болезни, длительной командировки или отпуска наставника;

- при неисполнении наставником своих обязанностей;

- по личной просьбе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество с учетом мнения руководителя структурного подразделения, где проходит службу государственный гражданский служащий, в отношении которого осуществляется наставничество;

- по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса эффективной реализации мероприятий по наставнической деятельности.

3.15. По окончании срока наставничества наставник подготавливает отзыв о вступлении в должность, который подписывается руководителем структурного подразделения Департамента и представляется в отдел правового, кадрового и организационного обеспечения.

При необходимости гражданскому служащему, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.

 

IV. Руководство наставничеством

 

4.1. Непосредственное руководство, контроль и ответственность за организацию наставничества осуществляет руководитель структурного подразделения Департамента, который обязан:

- ознакомить с приказом об установлении наставничества под роспись вновь принятого (переведенного) гражданского служащего и его наставника;

- создать необходимые условия для организации их совместной служебной деятельности на период наставничества;

- оказывать методическую и практическую помощь в составлении планов вступления в должность, утверждать их, осуществлять общий контроль их выполнения;

- проводить по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, обеспечивает контроль за своевременной разработкой надлежащим образом оформленных индивидуального плана наставничества и отчета по итогам наставничества подчиненным ему сотрудником, являющимся наставником;

- по результатам собеседования представлять в отдел правового, кадрового и организационного обеспечения Департамента план вступления в должность с отметками об исполнении и отзыв о вступлении в должность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество согласно приложениям 1 и 2 к Положению о наставничестве в Департаменте;

- вырабатывать и вносить директору Департамента предложения, направленные на повышение результативности наставничества в подчиненном подразделении.

4.3. Отдел правового, кадрового и организационного обеспечения осуществляет организацию и координацию работы по наставничеству.

- подготовке проектов приказов, сопровождающих процесс наставничества;

- осуществлении контроля за завершением периода наставничества и внесения в личные дела гражданских служащих соответствующих записей и документов;

- разработке и внедрении образцов документов, сопровождающих процесс наставничества.

Отдел правового, кадрового и организационного обеспечения Департамента вправе проводить выборочное тестирование лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью проверки приобретенных ими знаний и навыков.

 

V. Права и обязанности наставника

 

5.1. Наставник обязан:

- знать требования законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регламентирующих служебную деятельность вновь принятого гражданского служащего;

- разрабатывать мероприятия в форме индивидуального плана наставничества для лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с последующим его утверждением у руководителя структурного подразделения Департамента или у заместителя директора Департамента по направлению служебной деятельности;

- принимать активное участие в ознакомлении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы Департамента, структурного подразделения Департамента, порядком исполнения распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;

- оказывать содействие в изучении лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;

- оказывать индивидуальную помощь в изучении текущего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Департамента, в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий, поручений, подготовки служебных документов;

- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество;

- в качестве примера выполнять отдельные поручения и должностные обязанности совместно с лицом, в отношении которого осуществляется наставничество;

- передавать накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

- всесторонне изучать деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к службе, коллективу, гражданам;

- быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом метод убеждения;

- проявлять чуткость и внимательность, в корректной форме давать оценку результатам работы государственного гражданского служащего, терпеливо и тактично помогать в преодолении имеющихся недостатков;

- личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, при необходимости корректировать поведение лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на службе;

- докладывать руководителю структурного подразделения Департамента о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления;

- составлять отчет по итогам наставничества.

5.2. Наставник имеет право:

- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения руководителю структурного подразделения Департамента о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения вышестоящих руководителей;

- осуществлять контроль за деятельностью лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества подготавливаемых документов;

- требовать выполнения сотрудником, в отношении которого осуществляется наставничество, соблюдения порядка прохождения службы и служебной дисциплины в период наставничества;

- контролировать обеспеченность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, соответствующим рабочим местом и техническим оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий для осуществления им служебной деятельности.

5.3. Наставник несет ответственность за своевременную и качественную подготовку лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к самостоятельной работе.

5.4. За ненадлежащее исполнение обязанностей по наставничеству наставник может быть отстранен от осуществления наставничества.

5.5. Решение об отстранении наставника принимается на основании предложений руководителя структурного подразделения Департамента по согласованию с директором Департамента и оформляется приказом.

 

VI. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество

 

6.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:

- изучать требования нормативно-правовых актов, организационно-распорядительных документов, устанавливающих порядок и условия прохождения государственной гражданской службы в Департаменте, а также регламентирующих вопросы, связанные с выполняемыми гражданским служащим его должностных (служебных) обязанностей;

- изучать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в Департаменте;

- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных (служебных) обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;

- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;

- совместно с наставником устранять ошибки, допущенные в ходе выполнения должностных обязанностей;

- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных должностных (служебных) обязанностей;

- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;

- дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на службе и вне службы, активно участвовать в общественной жизни коллектива;

- выполнять индивидуальный план наставничества.

6.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:

- пользоваться имеющейся в Департаменте служебной, нормативной, учебно-методической документацией, в части, касающейся исполнения им должностных обязанностей в пределах полномочий, установленных его должностным регламентом;

- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;

- при невозможности установления рабочего делового контакта с наставником докладывать об этом руководителю структурного подразделения Департамента.

 

VII. Завершение наставничества, стимулирование работы наставника

 

7.1. В течение десяти календарных дней по окончании установленного приказом Департамента срока наставничества наставник подготавливает отчет о результатах наставничества, который утверждает у руководителя структурного подразделения или заместителя директора Департамента по направлению служебной деятельности.

Отчет о результатах наставничества составляется в произвольной форме и должен содержать в себе основные сведения о подшефном, сроке наставничества, мероприятиях, реализованных в ходе наставнической деятельности, достигнутых в результате наставничества результатах.

7.2. Утвержденный руководителем структурного подразделения Департамента отчет о результатах наставничества передается в отдел правового, кадрового и организационного обеспечения Департамента.

7.3. Результатами эффективной работы наставника считаются:

- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;

- положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;

- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;

- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.

7.4. Результаты работы наставника учитываются при проведении аттестации наставника, продвижении его по службе, стимулировании деятельности.

7.5. К наставникам, показавшим высокие результаты в реализации наставнической деятельности, решением директора Департамента на основании мотивированных предложений руководителя структурного подразделения Департамента могут быть применены следующие виды поощрений:

- объявление благодарности;

- награждение почетной грамотой Департамента;

- вручение ценного подарка;

- награждение иными наградами;

- материальное поощрение (выплата разовой премии за выполнение особо важного и сложного задания, повышение размера стимулирующих выплат, повышение должностного оклада, повышение ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы) в пределах выделенных бюджетных ассигнований.


 

 

 

 

 

 

Приложение 1

к Положению о наставничестве в Департаменте

 жилищно-коммунального комплекса и энергетики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

 

                                        УТВЕРЖДАЮ

 

____________________________________

(наименование должности руководителя структурного

подразделения   гражданского служащего,

в отношении которого осуществляется наставничество)

______________________    _____________________

(подпись)                   (расшифровка подписи) 

 

                                    «_____» _______________ 20__ г.

 

                   

ТИПОВОЙ ПЛАН ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ

 

________________________________________________________________

(Ф.И.О. лица, в отношении которого осуществляется наставничество)

_______________________________________________________________

(наименование должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество)

_______________________________________________________________

(Ф.И.О. наставника)

________________________________________________________________

(наименование должности наставника)

 

 

    На период с «___» ___________ 20 ___г. по «___» ___________ 20 __   г.

 

п/п

Мероприятия наставничества

Срок выполнения

1

Изучение нормативных правовых актов

 

2

Изучение должностного регламента

 

3

Изучение основных правовых и методических документов, касающихся должностных обязанностей

 

4

Изучение требований инструкции по делопроизводству, действующей в Департаменте, и ознакомление с организацией делопроизводства

 

5

 Порядок и основы работы на персональном компьютере, с программным продуктом (система электронного документооборота «Дело – WEB»

 

6

Иные мероприятия

 

 

 

 

 

Приложение 2

к Положению о наставничестве в Департаменте

 жилищно-коммунального комплекса и энергетики

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

 

ОТЗЫВ

О ВСТУПЛЕНИИ В ДОЛЖНОСТЬ

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество)

 

Год рождения __________________________________________________

 

Образование _____________________________________________________

 

Период наставничества с «__» _____ 20 ___г. по «___» _______ 20 __   г.

 

Общий трудовой стаж ____________________________________________

 

Стаж государственной гражданской службы _______________________________________________________________

 

Краткая характеристика___________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Вывод___________________________________________________________

________________________________________________________________

 

Наставник _______________________________________________________

________________________________________________________________

                                         (должность и Ф.И.О., подпись)

 

«____» _______________ 20 __  г.

 

С выводом ознакомлен (а) _____________________________________________________________

(должность и Ф.И.О. лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, подпись)

«____»   _______________ 20 __  г.

 

Опубликовано: 11.11.2016 14:35        Обновлено: 11.11.2016 14:36